Этапы этнической истории Астраханского края

ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ

(По материалам учебного пособия: Сызранов А.В. Этносы Астраханской области. Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования», 2015)

Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей, занимавшихся здесь охотой и рыболовством.

В IV тысячелетии до н.э. в Северном Прикаспии наступил энеолит – медно-каменный век. В развитии производительных сил произошли огромной важности перемены. Человек освоил металлы и научился обрабатывать самородную медь. Расширилась зона производящего хозяйства. В степях нашего края скотоводство становится ведущей формой производящего хозяйства. В регионе обнаружены десятки энеолитических стоянок и могильников.

В эпоху бронзы (III-II тысячелетия до н.э.) нижневолжский регион входил в зону расселения последовательно сменявших друг друга племён ямной, катакомбной и срубной археологических культур. Назывались они так по способу захоронения умерших: в простых грунтовых ямах под курганными насыпями – у «ямников»; в глубокой могиле, в специальной нише в боковой стенке – катакомбе, под курганами – у «катакомбников»; в подкурганных могилах, стенки которых укреплялись деревянными срубами – у «срубников». Эти культуры многие исследователи относят к праиндоевропейской («арийской») языковой общности. «Ямники», «катакомбники» и «срубники» – пожалуй, первые этнокультуры на территории Нижней Волги и соседних степных пространств. Хозяйство этих племён было комплексным, всё большую роль в котором с течением времени приобрело кочевое скотоводство. У срубной культурно-исторической общности скотоводство составляло уже основу экономики. С XVII в. до н.э. начинается расселение срубных племён на юг, на территорию Средней Азии, Ирана и Индии, а также на запад, на территорию Европы и Передней Азии. Многочисленные племена, входившие в срубную культурно-историческую общность, сами себя называли «арья» или «арии». С их расселением по Азии и Европе связано нынешнее языковое и культурное родство индоевропейских и индоиранских народов. Кроме того, многие исследователи полагают, что у «срубников» на рубеже III и II тысячелетий до н.э. сложилась развитая ведическая религиозная система, из которой позже сформировались такие «арийские» религии, как зороастризм и индуизм.

С VII в. до н.э. по IV в. н.э. в Нижнем Поволжье обитали потомки «срубников» – савромато-сарматские племена. Это были ираноязычные кочевники, которых античные письменные источники вначале именовали «савроматы», затем «сарматы», а с первых веков новой эры – «аланы» (по названию наиболее крупного сарматского племенного союза). Известны названия сарматских племён – роксоланы, аорсы, сираки, языги, сирматы.

IV-VI вв. н.э. – эпоха Великого переселения народов. Началась она в 375 г., когда на Волге появились пришедшие из глубин Азии орды гуннов, которые разгромили аланские племена. По мнению некоторых исследователей, гунны были тюркоязычны (хотя есть и другие точки зрения об их языковой принадлежности). К моменту своего вторжения в Восточную Европу гунны представляли собой уже конгломерат многочисленных тюркоязычных, монголоязычных, финно-угорских и ираноязычных племён. Покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз третьи, гунны продвинулись через степи Нижнего Поволжья в Европу, где вступили в противоборство с ещё могущественной Римской империей и германскими варварскими королевствами. Нашествие гуннов положило конец господству в евразийских степях ираноязычных европеоидных кочевников и знаменовало начало эпохи тюрко-монгольских кочевников. Для Нижнего Поволжья это время можно условно назвать «тёмными веками» по причине скудости наших знаний о нём (в т.ч. и об этнической ситуации). Известно только, что вместе с гуннами в степи Восточной Европы впервые приходят тюркоязычные племена. В VI-VII вв. территорию региона постепенно заселяют тюркоязычные племена. Завершается многовековое господство в степях ираноязычных кочевников. Однако, на Нижней Волге продолжают обитать остатки аланского населения. В конце VI в. степи Нижнего Поволжья и Северного Предкавказья вошли в состав Тюркского каганата. Но уже в начале VII в. это государство начали раздирать внутренние смуты, и в Предкавказье сложились два союза племён: Великая Болгария и Хазарский каганат; в последнем основу населения составили тюркоязычные хазары. В 40-х гг. VII в. хазары покорили ослабевшую Великую Болгарию, поглотив её земли и население.

VII-X вв. – эпоха Хазарского каганата. После завоевания Великой Болгарии влияние хазар распространилось почти на всё Северное Причерноморье и Крым. Племенной союз начал превращаться в сложно устроенное государство. В состав каганата входили как степные пространства с кочевым населением, так и оседлые области – Предкавказье, Крым, Приазовье, Дон. Столичные города – Беленджер и Семендер – располагались на территории предгорий в нынешнем Дагестане. С VIII в. столичным центром Хазарии, вследствие арабо-хазарских войн за Кавказ и поражения хазар, стал нижневолжский регион. Именно здесь возникла новая (и последняя) хазарская столица – город Итиль, до сих пор точно не локализованный археологами. Основным населением Хазарии были тюркоязычные хазары и булгары и ираноязычные аланы, которых объединяют в археологическую салтово-маяцкую культуру. В Итиле проживало многонациональное население (помимо, естественно, трёх «салтовских» народов, также арабы, евреи, славяне и др.), имелись мусульманские мечети, христианские храмы, иудейские синагоги. Кроме того, в городе проживало много тюрков-язычников.

XI – первая треть XIII вв. – домонгольский период. В Нижнем Поволжье в это время известен город Саксин, или Саджсин (возможно, возникший на месте прежнего Итиля, разрушенного в 965 или в 968 г. киевским князем Святославом), в котором проживали тюркоязычные огузы, или гузы, хазары, булгары, ираноязычные аланы, часто бывали арабские и славянские купцы и др. В науке есть мнение, что домонгольское население Нижней Волги, изучение которого ведётся в последнее время, в основном, по материалам Самосдельского городища (у с. Самосделка в Камызякском районе Астраханской области), представляло собой некую этнотерриториальную общность, известную из русских летописей под названием «саксины» и сложившуюся на основе гузского и булгарского этнических компонентов.

В золотоордынский период истории Нижнего Поволжья (XIII-XV вв.) основную массу населения городов и степи составляли тюркоязычные кипчаки. Завоеватели-монголы достаточно быстро растворились в массе своих тюркских подданных. С XIV в. за тюрко-мусульманским населением Золотой Орды, или Улуса Джучи, закрепилось собирательное и объединяющее название «татары». В городах же Золотой Орды, в частности, в столице джучидской империи г. Сарай (совр. Селитренное городище в Харабалинском районе Астраханской области) проживало многонациональное население, представленное, помимо собственно монголов и кипчаков, русскими, арабами, армянами и другими народами. Кроме Сарая, в регионе находились и другие значительные золотоордынские города (например, на месте нынешнего райцентра Красный Яр, у пос. Комсомольский в Красноярском районе). Важным в религиозном плане для всей Золотой Орды был комплекс ханских мавзолеев около современного пос. Лапас в Харабалинском районе. В дельте Волги известны Чёртово городище в Икрянинском районе, поселение Мошаик на северо-восточной окраине Астрахани, поселение и ремесленный центр на буграх Тумак-Тюбе и Хан-Тюбе в Приволжском районе, поселения и могильники на буграх южнее сёл Икряное, Маячное, Началово, Татаро-Башмаковка, Килинчи. Видимо, благоприятные природные условия дельты Волги, заливные луга, на которых можно было выпасать скот, плодородные почвы, пригодные для земледелия, привлекали сюда людей. Золотая Орда была государством с развитой экономикой, основу которой составляли доходы от обеспечения торговли по Великому Шёлковому пути из Азии в Европу и по Волжскому торговому пути.

После распада Золотой Орды на территории региона образовалось одно из постзолотоордынских государственных образований – Астраханское ханство со столицей в г. Хаджи-Тархан (современное городище Шареный Бугор в 11-12 км выше Астрахани). Оно возникло около 1459-1460 гг. (хотя есть мнение, что о самостоятельности ханства можно говорить только с 1502 г.) и было присоединено к Российскому государству в 1556 г. Основным населением ханства, как это следует из источников, были тюркоязычные татары.

Середина XVI-XVII вв. После завоевания Астраханского ханства русские в 1558 г. основали на левобережье Волги новую Астрахань. Первым и основным населением Астраханской крепости были русские стрельцы и донские казаки. Однако, по мере роста города в конце XVI – первой трети XVII в. и возникновения его новых частей – Белого и Земляного городов, в Астрахани стало появляться многонациональное население – служилый, торговый и ремесленный люд: русские, юртовские ногайские татары, армяне, персы, индийцы, «бухарцы» и «хивинцы» – выходцы из Средней Азии (Бухарского и Хивинского ханств), немцы. В низовье региона в этот период возникают первые поселения русских крестьян-переселенцев, занимающихся, в основном, рыболовством (так называемые «ловцы»). Степные пространства заселяют полукочевники-юртовцы (в ближайших окрестностях Астрахани) и кочевники-калмыки (последние – с XVII в.).

В XVIII в. происходит новая волна русской миграции, появляются поселения астраханских казаков, украинцев, средневолжских, или волго-уральских татар-переселенцев (казанских и мишарских). На территории Астраханской губернии (учреждена указом Петра I в 1717 г.) начинают кочевать ногайцы-карагаши и туркмены. В г. Астрахани продолжает формироваться многонациональное русско-восточное население. Значительной частью городского населения в этот период, наряду с русскими и татарами, становятся армяне.

XIX – начало XX в. На территории Астраханского края появляются казахи (с 1801 г.), новые группы средневолжских татар-переселенцев. В Астрахани возникает еврейская община. Именно в этот период окончательно сформировался преобладающий и по настоящее время национальный состав края, представленный, прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков. Также к началу XIX в. сложились основные хозяйственно-культурные типы населения: морские рыболовы и охотники на морского зверя (русские-ловцы Каспийского взморья), рыболовы волжской дельты (русские), пашенно-плужные земледельцы (русские), земледельцы-овощеводы (русские и татары), кочевники (казахи и калмыки) и полукочевники (ногайцы-карагаши и туркмены). Своеобразным промыслом было чумачество – извоз соли и рыбы, которым занимались русские и украинцы.

В советскую эпоху (1917-1991) каких-то значительных изменений в этнической ситуации в Астраханском крае (с 1943 г. – области) не происходило. Необходимо только отметить переселение из Румынии в Астраханскую область в 1947 г. старообрядцев-липован, а также, во второй половине XX в., мигрантов с Северного Кавказа (в основном, даргинцев), цыган, корейцев и отдельных групп российских немцев, возвращающихся из мест депортации. По данным Всесоюзных переписей 1959-1989 гг., фиксировался общий рост населения области за каждые 10 лет в среднем на 50-70 тыс. чел.

Конец XX – начало XXI в., или 1990-2000-е гг. – в Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Центральной Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И наоборот, падает численность традиционных, коренных народов: русских, татар, украинцев, белорусов в результате превышения смертности над рождаемостью, а также немцев и евреев – в основном, за счёт эмиграции в Германию и Израиль. Только один нижневолжский этнос – казахи, несмотря на кризисные 90-е годы, сохранил динамику неуклонного роста (при сокращении, однако, темпов).

С эпохи перестройки в СССР началось т.н. «национальное возрождение». Этот процесс затронул и многонациональное население Астраханской области. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого ряда национально-культурных обществ, ставящих своей главной задачей возрождение родного языка и культуры: татарское «Дуслык» («Дружба»), казахское «Жолдастык» («Товарищество»), ногайское «Бирлик» («Единство»), туркменское «Ватан» («Родина»), армянское «Арев» («Солнце»), еврейское «Тхия» («Возрождение»), немецкое «Хоффнунг» («Надежда»). Стали регулярно отмечаться национальные праздники: русские Масленица, Зеленые Святки, День славянской письменности и культуры, татарский Сабантуй, калмыцкий Цаган Сар, тюрко-иранский Наурыз, или Навруз. Некоторые общества стали издавать свои газеты (татарская «Идель» («Волга»), казахская «Ак Арна» («Чистый родник»), «Немецкое Астраханское обозрение»). В ряде учебных заведений области общего, среднего и высшего образования начали преподаваться национальные языки (казахский, татарский, ногайский, калмыцкий).

Население Астраханской области по переписи 2010 г. немного превышало 1 млн. чел. Общая численность русского населения в 2010 г. составила 618 204 человека, то есть сократилась по сравнению с 2002 г. на 82 357 человек или на 12%. Доля русского населения также сократилась. Если в 1989 г. она составляла 71,9% (173 558 чел.), в 2002 г. – 69,6% (700 561 чел.), то в 2010 г. – 67,6%. (618 204 чел.). Казахов насчитывалось 149 415 человек (в 2002 г. их численность составляла 142 633 человека). Таким образом, заметна положительная динамика роста, но в то же время есть некоторое сокращение темпов роста казахского населения, что связано с сокращением темпов рождаемости и миграцией. Еще более стремительная тенденция сокращения численности наблюдалась у татар. В 2002 г. численность татар составляла 72 617 человек (7,2% от общего числа жителей области), а в 2010 г. – 60 523 человека (около 6%). Сократилась численность ряда других национальностей: вся славянская группа, калмыки, евреи, немцы, народы Закавказья, осетины, чеченцы. Четвертую по численности совокупную этническую группу в регионе составляли народы Дагестана – 16 882 человека. Увеличилась численность ногайцев. По сравнению с результатами переписи 2002 г. (4 570 человек), в 2010 г. наблюдался рост в 66% (7 589). Это было связано, по большей степени, с миграциями северокавказских ногайцев, развитием этнического самосознания астраханских ногайцев и тем, что часть татар (преимущественно юртовских) отнесла себя к категории ногайцев.

В Астраханском регионе сегодня представлены более 140 национальностей и этнических групп. Преобладающее население – русские (67,6 %), казахи (14,9 %) и татары (6 %). Вследствие миграций возрастает численность народов Кавказа и Средней Азии. Современное население принадлежит к следующим языковым семьям: индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, армяне, таджики, цыгане и др.), алтайской (казахи, татары, ногайцы, туркмены, азербайджанцы, узбеки, турки, кумыки, чуваши, калмыки и др.), кавказской, или северокавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы, грузины и др.), уральской (мордва, марийцы и др.). На территории региона проживают представители наций дореволюционного (русские, украинцы, татары) и советского (казахи) периодов формирования, а также народностей (ногайцы, цыгане) и субэтнических групп (например, липоване, юртовцы).