Сабантуй

 

                «От    тюркского   «сабан»   плуг   и   «туй»

                праздник, праздник   у   татар  и башкир,

               после окончания весенних полевых работ». 

              Большой энциклопедический

               словарь, издательство

            «Советская энциклопедия», М., 1982

      История Сабантуя такая же древняя, как и сам татарский (булгарский) народ. Уже в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, описал этот булгарский праздник в своих трудах. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. "Скакун заранее чует приближение сабантуя", - говорит татарская поговорка. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - корэш и, конечно, конные скачки, воспетые в стихах и песнях, вызывающие восхищение и восторг - украшение татарского праздника. Начала праздника Сабантуй уходят в глубину веков, и первоначально он назывался «секен» – обряд с куриными яйцами (символ плодородия). Суть его заключалась в следующем: яйца надо было достать из сосуда с густой сметаной без помощи рук. Другие элементы праздника приобрели молодецкий, удалой характер как то: лазание по шесту (ранее символ солнца), скачки и джигитовка, характерная тюркская борьба на поясах – «куреш», а также песни, танцы и угощение национальными блюдами, приезд многочисленных гостей. Первоначально Сабантуй был праздник только казанских татар и части соседних башкир («Хавын той»). Его сложение как целостного праздника можно отнести ко времени казанского ханства до ХVI в.

 

В последние десятилетия Сабантуй начал восприниматься как символ общетатарского этнического единства. Ранее характерный лишь для отдельных переселенческих сел Астраханской области, таких как: Новобулгары, отчасти Каменный Яр и Линейное, сейчас Сабантуй справляется как региональный праздник. В этом году отмечается в двенадцатый раз. Следует отметить, что у мишар татарского села Новокучергановка Сабантуй раньше вообще не праздновался.  В настоящее время в праздновании Сабантуя принимают участие творческие коллективы юртовских татар, ранее также не справлявших этого праздника. 

 

В последние несколько лет на празднование Сабантуя, проходящего в Астраханской области,  приезжают представители  Республики Татарстан (Бугульминский район), а также делегации татар из Самарской, Волгоградской и других областей субъектов Российской Федерации. Также в праздновании Сабантуя традиционно участвуют руководители Астраханской области, лидеры и активисты многих национально-культурных обществ, местные жители г. Астрахани и области.