Поволжские немцы

Первые сведения о немцах (самоназв. «дойче») в Астрахани относятся к XVII в. Это были, в основном, военные наёмники на русской службе, в составе Астраханского гарнизона. В начале XVIII в. их насчитывалось около 100 человек. Большая часть проживавших в Астрахани немцев являлись христианами-лютеранами.

В 1713 г. для них был построен лютеранский молитвенный дом. В 1729 г. он сгорел и на его месте возвели лютеранскую церковь-кирху. Известно, что вначале она располагалась недалеко от Кремля, а в 1747 г. была перенесена на территорию Земляного города, в Армянскую слободу. В 1888-1892 гг. кирха была перестроена в камне (по проекту астраханского архитектора К. Домонтовича). Рядом с кирхой был также построен дом пастора.

Меньшая часть астраханских немцев исповедовала католицизм. В 1721 г. была построена деревянная римско-католическая церковь (костёл) во имя Успения пресвятой Богородицы. Кстати, астраханский костёл был третьим по времени основания католическим храмом в России (после петербургского и московского). В конце 1750-х гг. костёл сгорел, и тогда в 1762-1774 гг. на его месте возвели одноимённый каменный католический храм (на совр. ул. Бабушкина, 81 – до революции Католической улице). Среди прихожан доминировали армяне-католики, но были и немцы.

Во второй половине XVIII в. в Среднее и Нижнее Поволжье, по приглашению императрицы Екатерины II(В 1763 г. императрицей был издан Манифест о колонизации южных окраин Российской империи иностранными подданными любого вероисповедания), устремился поток немецких крестьян-колонистов. В 1765 г. в Астраханской губернии возникла первая немецкая колония – Сарепта (ныне – историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» на территории Волгограда). Её основали представители религиозного Братского Союза гернгутеров (или Моравских братьев), среди которых преобладали этнические немцы (выходцы из Саксонии, Гессена и Богемии), но были также датчане, шведы, бельгийцы, чехи и др. Колонисты стали заниматься торговлей и ремёслами, а также пивоварением и виноделием. Уже к началу XIX в. посёлок стал одним из крупнейших торгово-промышленных и культурных центров нижневолжского региона.

С 1765 по 1770 гг. на берегах Волги (в её среднем и нижнем течении) возникло более 100 немецких колоний, которые основывали выходцы из Гессена, Вюртемберга, Пфальца, Дармштадта - в основном, из юго-западной Германии. Колонисты получали право селиться в удобных для хлебопашества землях, свободно исповедовать свою религию, иметь внутреннюю юрисдикцию и т.п. Так началась история особого немецкого субэтноса – поволжских, или российских немцев.

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Астраханской губернии проживало 5 162 немцев, или 0,5 % от общего количества жителей. Часть немцев служила в вооружённых силах, часть - работала на нефтяных предприятиях и в пароходствах «Самолёт» и «Кавказ и Меркурий», а также в сфере медицины и образования. Безупречной репутацией в Астрахани славились аптека немца К.И. Оссе (ныне – аптека № 2 на ул. Кирова), кондитерская К.А. Шарлау, которую он открыл вместе со своими сыновьями (ныне – одноимённая кофейня на углу ул. Кирова и Ленина). Известными астраханскими медиками были Ф.И.М. Ольдекоп, А.П. Далингер, Ф.О.Ф. Шперк. Кстати, все они сочетали врачебную практику с научно-исследовательской деятельностью и были авторами ряда краеведческих очерков по истории и этнографии Астрахани.

Значительная численность немецкого населения в Астрахани потребовала учреждения поста нештатного вице-консула Германской империи. В 1907 г. вице-консулом был назначен А.К. Рейхардт. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., вызвала волну немецких погромов в городах России. Не избежала погромов и Астрахань. Немецкие магазины были разграблены, многие из немцев покинули город за несколько недель до начала войны. Вице-консульство было закрыто.

До середины 1920-х годов проводились богослужения в лютеранской кирхе. Затем проводимая мощная антирелигиозная пропаганда вылилась в массовое упразднение религиозных общин, разрушение культовых сооружений. Лютеранская кирха, первоначально превращенная в клуб, в дальнейшем была перестроена в жилой дом. В настоящее время здание кирхи утрачено как культовое сооружение, а новый жилой дом не представляет исторической и архитектурной ценности. Пасторат и церковно-приходская школа до середины сороковых годов прошлого века служили детприемником НКВД, а после и до настоящего времени отведены под областной туберкулезный диспансер.

В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось, что привело в 1918 г. к образованию одной из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России - Трудовой коммуны (Автономной области) немцев Поволжья, в 1924 г. преобразованной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья (АССР НП) со столицей в городе Покровск (позже Энгельс).

По мере обострения отношений между СССР и Германией отношение к немцам в СССР изменялось: в конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования - немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский. На первом этапе Великой Отечественной войны была осуществлена депортация российских немцев в отдалённые регионы страны (Казахстан, Узбекистан, Сибирь, на Алтай) с ликвидацией немецких школ и техникумов, библиотек, изданий и т.п. Немецкое население Астраханского региона, в основном, было выселено в Казахстан.

Лишь в 1955 г., после смерти И.В. Сталина, немцы были сняты с учёта спецпоселенцев. В 1964 г. все обвинения против российских немцев были признаны необоснованными, а в 1974 г. они получили право возвратиться на родину, в Поволжье. Однако, значительные группы немцев остались в местах депортации.

По переписи 1989 г. немцев в Астраханской области насчитывалось 1 685 чел., а в 2002 г. – 1 389 чел. Среди астраханских немцев можно выделить 4 подгруппы:

«городская» - в г. Астрахани, более других сохранившая связь с астраханскими немцами XVIII – начала XX в.;

харабалинская – в г. Харабали; сформировалась во второй половине 1950-х гг. из немцев, возвратившихся из Средней Азии;

немцы с. Ушаковка Черноярского района – прибыли из Казахстана;

немцы с. Солёное Займище Черноярского района – прибыли в 1992 г. из разных мест (Казахстана, Чечни и др.) по приглашению областной администрации.

В области существует несколько немецких общественных организаций: Астраханское общество немецкой истории и культуры «Хоффнунг» («Надежда»; возникло в 1991 г.; нынешний председатель – В.Э. Штайц), Астраханская областная немецкая национально-культурная автономия (АОННКА) «Айнхайт» («Единство»; возникла в 1997 г.; руководитель В.В. Шрейдер) и Астраханская городская немецкая национально-культурная автономия «Фриден» («Мир»; возникла в 1997 г.; руководитель – Е.М. Шишкина). Помимо задач по возрождению немецкого языка и культуры, эти организации проводят мероприятия по реабилитации репрессированных российских немцев.

 

(по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области.Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, - 72 с.)