Туркмены

 

    Первая «волна» туркменской миграции, получившая название «кавказской», прошла через Нижнее Поволжье в XVII в. Туркменские племена, увлечённые на запад калмыцкой экспансией, минуя Астрахань, поселились на Северном Кавказе (в совр. Ставропольском крае). Лишь отдельные улусы из состава этой первой группы присоединились к астраханским юртовским татарам. Вторая «волна», так называемая «мангышлакская», осела в Астраханской губернии в 1793 г. Число туркмен пополнялось и далее, в первой четверти XIX в. Так, по свидетельству П.И. Небольсина, в 1813 г. в Астраханской губернии появилось около 600 туркмен. 

    Туркмены были кочевыми скотоводами. Первоначально они не имели своей земли для кочевания и пасли свой скот на землях ногайцев-карагашей. Туркмены, поселившиеся в Астраханской губернии, были, в основном, представителями човдурского племенного объединения и делились на две родоплеменные группы: абдалы с подразделениями гоктай и чалбар и родами караушак, менлиходжа, кзылэргенек, огры и дайли, корбан, бурунджик, бороджи и уаныш и игдыры с подразделениями тафяр, акмамыт, карамамыт, кек и тахты-ходжа. Сегодня туркмены проживают, в основном, в сс. Фунтово (Фунтово-1 и Фунтово-2) и Атал Приволжского района Астраханской области. При этом в Фунтово живут туркмены-абдалы, в Атале – туркмены-игдыры. Численность астраханских туркмен, по переписи 2002 г. – 2 154 чел.

В 1991 г. было создано Астраханское отделение Гуманитарной ассоциации туркмен мира (АО ГАТМ), однако, видимо, никакого реального эффекта это событие не имело. В 1992 г. при обществе ногайской культуры «Бирлик» был организован сектор туркменской культуры. У истоков его создания стоял астраханский краевед и поэт, житель с. Фунтово Ш.У. Таганиязов. Под руководством Н. Уразовой был организован детский ансамбль «Шатлык», З. Туликова и З. Уразова положили начало ансамблю «Бахар» и Музею истории астраханских туркмен при фунтовской общеобразовательной школе. Постепенно налаживались связи с туркменами Атала и ставропольскими туркменами.

В 1991 г. было создано Астраханское отделение Гуманитарной ассоциации туркмен мира (АО ГАТМ), однако, видимо, никакого реального эффекта это событие не имело. В 1992 г. при обществе ногайской культуры «Бирлик» был организован сектор туркменской культуры. У истоков его создания стоял астраханский поэт и краевед, житель с. Фунтово Ш.У. Таганиязов. Под руководством Н. Уразовой был организован детский ансамбль «Шатлык», З. Туликова и З. Уразова положили начало ансамблю «Бахар» и Музею истории астраханских туркмен при фунтовской общеобразовательной школе. Постепенно налаживались связи с ту+ркменами Атала и ставропольскими туркменами. В 1994 г. образовалось Астраханское областное общество туркменской национальной культуры «Ватан» («Родина»). Председателем общества был избран Ш.У. Таганиязов. «Ватан» стало проводить активную этнокультурную работу. Так, в частности, были налажены плодотворные контакты с туркменами СНГ, в школах туркменских сёл начал преподаваться родной язык и т.д. В 2007 г. общество приостановило свою работу, но в конце 2010 г. вновь возродилось под руководством все того же Ш.У. Таганиязова. В том же 2010 г. в с. Фунтово возникло альтернативное общество туркменской культуры «Шатлык» (руководитель – Ф.Р. Кадырова).

(по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области.Справочное пособие, Астрахань, ОНЦ НК 2008, - 72 с.)  

 

 

Традиционная празднично-обрядовая культура туркменского этноса Астраханской области  и Ставропольского края

А. Туликова

Являясь законопослушными гражданами России, туркмены сохранили и свои этнические особенности в традициях и обычаях. Говоря о традициях и обычаях туркмен Астраханской области и Ставропольского края, можно сказать, что для них существуют два закона, которые регулируют поведение туркмен в быту и в обществе. Первый – религиозный закон Шариат – пожилые люди по пятницам посещают мечеть, соблюдают предписания Ислама, празднуют «Ураза-байрам», «Курбан-байрам». Проводятся мусульманские обряды, связанные с переходными этапами в жизни человека – рождение, взросление, свадьба, похороны. Второй закон – туркменчилик (закон предков).

В духовной жизни и культуре туркмен сохраняется больше традиционных черт, например в проведении религиозных праздников и семейных обрядов, связанных с переходными этапами в жизни человека. Автор присутствовала на празднике имя наречения – «Ат-такар» новорождённого сына в семье Омаровых в ауле Махмуд-Мектеб Нефтекумского района Ставропольского края в декабре 2010 г. Гости принесли дорогие подарки малышу (деньги, одежду, игрушки, кровать, коляску и др.). Хозяева преподнесли «Хода» (подарки  почётным гостям) – ткани, рубашки, головные платки, а всем молодым мужчинам – носовые  платочки «кол яллык» (букв. – «ручные платочки»), чтобы такая же радость посетила и их дома.

Астраханские туркмены торжественно отмечают совершеннолетие своих детей, дарятся дорогие подарки, взрослые говорят напутственные слова.

Особенно важно для туркменского этноса взросление сына – защитника Родины. Торжественные проводы сына в Армию – важное событие в семье.

Также торжественно проходят у туркмен юбилейные  события и  особенно мероприятия, связанные с выходом на заслуженный отдых.

Встречаются у астраханского туркменского этноса представления, уходящие корнями в древние языческие верования. Это праздновании весеннего праздника «Новруз-байрам», встреча нового года по-восточному календарю, осеннего -  «Алтын-кабак» («Праздника Золотой тыквы») - завершение уборки урожая.

При благополучном решении семейно-житейских проблем туркменами Юга России дома проводится Садака - приношение жертвенных животных (баран, коров).

Туркменами проводится и коллективный Садака возле святого места во время засухи или слишком  дождливой погоды, для предотвращений войн, бед, несчастий. Автор работы была свидетелем проведения такого Садака в селе Фунтово в августе 2001 года. Все мероприятия  начинаются традиционно со словами обращения к Богу (молитвы). Затем проходит совместная трапеза приёма пищи.

На протяжении многих веков свадьба впитала большое количество компонентов различных обрядов. Туркмены, как и другие народы, придают особое значение времени совершения того или иного действия свадебного обряда: сватовство, сговор, шествие за невестой, выход её из родительского дома, переход в дом жениха. Свадебная обрядность отличается многообразием различных церемоний. Свадьба – один из наиболее радостных праздников у туркмен. При замужестве или женитьбе используются как метод сватовства, так и выбор супруга. По традиции, родители или старшие родственники жениха идут к родителям девушки и ведут переговоры, и когда соглашение достигнуто, то назначается день свадьбы, который обычно проводится в конце недели. Переговоры, проводимые между родственниками до свадьбы, называют «генеш той» (совет по проведению свадьбы).

Все гости приходят на свадьбу в своих лучших нарядах. Когда невеста покидает дом отца, родственники бросают конфеты, монеты и игрушки. Широко было распространено поверье, что невесту могут легко сглазить, поэтому её оберегали всеми доступными  средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Поэтому существовало большое количество действий, амулетов талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой. Официальное бракосочетание проходит в государственном учреждении, а религиозный ритуал «Никах» во время свадьбы проводит мулла.

 

В день свадьбы готовится много еды и напитков, а также устраивались  национальная борьба «гореш», скачки на лошадях  и  другие  спортивные  состязания. Народные  праздники по своей природе оптимистичны. В свадебном ритуале большое значение имеет платок. На «гелин той» женщины – сватья несут свадебные гостинцы, сладости в узелках из платков различных размеров. Большой платок служит одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин  выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж невесты (прежде из верблюдов и коней, ныне из автомобилей), машина с приданым новобрачной украшают  разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам. Также существует обычай, когда свадебный поезд в пути по дороге в дом жениха всех встречных одаривал небольшими платками и кусками материи, чтобы обезвредить злые духи, могущие повредить молодой семье.

Платок – важное украшение свадебного ритуала. У астраханских туркмен уважаемая женщина рода в начале свадебного торжества проходит по всему шатру с дорогим платком («Баянды бастру»). Этот платок является знаком торжества и благополучия. Гости  прикасаются к нему лицом, проводят по лбу, произнося слова: «Бизеде худай ягшылык етирсин» (Пусть и в наши дома  Всевышний пошлёт счастье и радость). Платок остаётся в виде подарка родственнице.

Сохранился у нас обряд «Бет ачар» («Открытие лица»), (у ставропольских туркмен «Гориндир» - показ лица невесты).

До сих пор сохранилось у астраханских туркмен поверье, что если загадать желание и завязать ленточку – оно обязательно сбудется. Этот ритуал сейчас совершают все наши молодожёны на «Мосту влюблённых» в городе Астрахани.

Особенно нравится всем обряд «принятия невесты в новую семью», в этот момент молодожёны  танцуют, родственники осыпают молодых монетами.

К свадьбе раньше специально плели пёструю верёвку «ала йуп», на которую вешали принесённые подарки – платки, отрезы ткани, паласы, ковры, одеяла. Также родственники дарили молодым деньги и домашний скот. По народным поверьям, невестка в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо золы и грязной воды. Не полагалось брать невестку на похороны и поминки.

Проведём обзор традиционных развлечений, игр, которые связаны с важными событиями в жизни туркмен – рождением ребенка (праздник имянаречения), суннет-той – торжества по случаю проведения  обрезания мальчику, постройкой дома, свадьбы и т.п. В разряд подобных развлечений можно включить в первую очередь игры, которые носят характер конных состязаний: «ат ярыш» - скачки на конях молодых джигитов до 25 лет, «ат чаптру» - подростков 7-12 лет; «гоч алу»; скачки с головой барана «баш алу» или «гуда гелди» (сваты  пришли) и скачки «яллык» с платком. Перечисленные конные состязания сопровождали раз­личные торжества туркмен, приуроченные к событиям, связанным с жизненным циклом человека, религиозными и календарными праздниками.

В скачках «ат ярыш», проводившихся по случаю свадебных торжеств, среди туркменского населения Астраханской области и Ставропольского края, принимали участие наездники в возра­сте 12–25 лет. Расстояние, которое нужно было преодолеть во время заезда, составляло 3–5 км. Скачки в последнее время стали здесь проводить очень редко и, как правило, по общим праздникам. В селении Озек-Суат Нефтекумского района первомайские скачки проводятся ежегодно до сих пор. Автор работы наблюдала конные соревнования,  которые  проводились  в  ауле Озек-Суат на празднике 29 апреля 2006 года. У астраханских туркмен села Фунтово, по рассказам старейшин в последний раз скачки состоялись в 1985 году на празднике «День села».

   Исследователь из Санкт-Петербурга А.В. Курбанов в своей монографии «Ставропольские  туркмены» отмечает, что у этой группы существовала игра известная под названием «гоч алу». Для игры брали взрослого барана, которому  связывали ноги и клали в выкопанную яму глубиной приблизительно в 50 см. Всадники на всём скаку старались подхватить барана рукой и доставить его к финишу. Баран выступал в качестве приза победителю в состязании. Игра «гоч алу» популярна на Ставрополье и до сих пор. Автор работы была свидетелем проведения этой игры на свадьбе в семье Баймухаметовых в ауле Шарахалсун Туркменского района в сентябре 2009 года.

В приведённом выше описании обращает на себя внимание момент, что в игре использовали живого взрослого барана. Из-за определённой жёсткости правил игры, а, следовательно, и её древности, возможно, предположить связь этого развлечения с культовой сферой. На это указывает то, что баран является  взрослым производителем, и должен был «умереть» в процессе игры, как жертва, принесённая для увеличения поголовья скота. Доказательством высказанному на этот счёт суждению может служить борьба за обладание бараном, выступающим в данный конкретный момент сакральным животным, являющимся олицетворением животворящей  силы, а, следовательно, хозяйственного и экономического благополучия, а также поедание барана в совместной трапезе после состязания.

Следующим видом конноспортивных состязаний, являлась игра известная у туркмен под названием «баш алу» (букв. - «взять голову») или «гуда гелди» — (букв. - «сваты пришли»). Обычно эта игра проводилась во время свадьбы. У приехавшей за невестой женщины –  енге (жена брата или дяди со стороны отца) имелась варёная голова барана, завёрнутая в платок. Когда свадебный поезд приближался к дому жениха, начиналась игра. Енге бросала узел из брички, в настоящее время из машины. Голову барана пытались вырвать друг у друга выехавшие навстречу свадебному поезду друзья и доставить её к дому жениха, тем самым, объявив сёенжи (доброй вести) о приближении молодожёнов и получить за это подарок от хозяина свадьбы – тоя.

Во время движения свадебного кортежа устраивали «ялык алу» - скачки-игру с платками, которые всадники брали у сопровождающей невесту енге. Платков было несколько, один из которых был дорогим. Всадники неслись к дому, где находились поджидающие молодожёнов гости. Платки являлись призом в этой игре.

В заключение обзора конноспортивных развлечений, имеющих отношение к различным торжествам, необходимо упомянуть ещё о джигитовке у туркмен, которая заключалась в том, чтобы поднять  на всем скаку брошенную на землю кость, монету или какой-либо иной предмет.

Каждое торжество у туркмен сопровождалось проведением спортивного соревнования «гореш»  – борьбой, следующего обычно после скачек. Как и скачки, борьба являлась одним из самых распространённых видов состязаний. Борьбой занимались с раннего детства. Интересно, что борцы принимают перед схваткой сладости, что может быть интерпретировано как реализация известного в этнографии обряда совместной трапезы, скрепляющей узы братства, направленной на установление дружеских миролюбивых отношений, нейтрализующих возможную агрессивность борцов и переводящей борьбу в разряд  игры, а не серьёзной боевой схватки.

У ставропольских туркмен до сих пор сохранился ритуал, когда невесту из дома «выносит» на руках представитель рода, считается что она «умирает в этой семье», для того чтобы «родиться в новой семье». По прибытии в дом жениха невесту «вносит» на руках уже представитель рода со стороны жениха. В обоих случаях мужчинам преподносится подарок или денежное вознаграждение.

К столь же древним видам традиционных состязаний у туркменского народа относится стрельба из лука, а позднее – из огнестрельного оружия в цель. Стрельбе из лука туркмены учились с раннего возраста, с 7–8 лет. Во время соревнований стреляли на значительное расстоняние – до 50 м. Автор, по рассказам своего отца Исмагила Тагановича, узнала, что стрельба из лука и охотничьего ружья раньше очень была популярна у астраханских туркмен. В последний раз в селе Фунтово она проводилась в начале семидесятых годов прошлого века на празднике «Алтын кабак». Обладателем главного приза стал мой дед по материнской линии Джумагазиев Галимжан Каримович, который получил вознаграждение в сумме 200 рублей советскими деньгами.

Кроме скачек, борьбы и стрельбы в цель в праздничные дни, например, во время свадьбы, туркмены иногда устраивали состязания в беге на дистанцию около 200 м. У ставропольских туркмен в состязаниях по бегу («чапыш») участвовали и девочки, и мальчики, и проводились они во время «суннет тоя» - праздника по случаю обрезания. Призами за победу в этой игре служили деньги, платки, сумочки для девочек и т.п.

 

Традиционная игра «чапыш» (бег) проводится в наши дни, когда малыш делает первые шаги. Тот, кто прибежал первым обрезает путы (завязанная лента вокруг ног) на ногах ребёнка, победитель получает подарок (это могут быть деньги, костюмчик, игрушки). Смысл этой игры заключается в том, чтобы малыш ходил не спотыкаясь, и быстро бегал. Считается, если человек ходит, спотыкаясь на каждом шагу, значит, ему в своё время родители не провели обряд «баг кесу» («обрезание пут»). Из приведённых нами примеров следует, что национальные традиции, обычаи, обряды и праздники являются неотъемлемой частью социально-культурного развития туркменского этноса и составляют наше национальное достояние, которое народ пронес через века.